Талантливый род Алфераки

Таганрог ХIХ века, по воспоминаниям современников, был настоящим «греческим царством». (Этот факт отмечал
Известные таганрогские семьи Бенардаки, Варваци, Авиерино, Маврокордато, Алфераки были известны не только своими сказочными богатствами, но и широкой благотворительностью, вкладом в развитие культуры.
Представители рода Алфераки, о котором сегодня пойдёт речь, на протяжении всего ХIХ столетия занимали ведущее положение в таганрогском обществе, породнились с известными дворянскими фамилиями: Столыпиными, Платовыми, Грековыми, Уваровыми и др. Из поколения в поколение в этой семье передавались любовь к науке, искусству и музыке. Они были обласканы музами и награждены многими талантами.
В 2015 году у троих представителей рода Алфераки юбилей: 205 лет исполняется со дня рождения первого профессионального художника Таганрога Ахиллеса Дмитриевича Алфераки (1810−1864), 200 лет его брату, известному меценату, коллекционеру, музыканту — Николаю Дмитриевичу (1815−1863) и 165 лет его сыну — крупному учёному — натуралисту Сергею Николаевичу (1850−1918).
Основатель этого славного рода — Дмитрий Алефереос, родился в небольшом городе Мистра в греческой провинции Лакедемон на полуострове Пелопонесс. Как пишет Сергей Алфераки в своих воспоминаниях: «Дед мой … происходил из местной, старинной, благородной семьи архонтов. Он имел значительное состояние, родовой замок (Пиргос), как-то водилось в этой полунезависимой части Греции, где феодальный строй, введённый первым герцогом Морейским, при покорении Мореи крестоносцами, до известной степени сохранился и до ныне» (Таганрогский государственный литературный и историко — архитектурный музей -заповедник (ТГЛИАМЗ) ФПИ, ф.7 — 01 Воспоминания С. Алфераки. Машинописная копия. нв-7328) с.1).
Во время русско-турецкой войны (1768 — 1774) он встал под русские знамёна. В 1770 году, когда русский флот прибыл в Пелопонесс Дмитрий Алефереос, вооружил на свои средства отряд и вступил в ряды русской армии. Совместно с отрядом под командованием капитана Гавриила Баринова они захватили один из укреплённых фортов на побережье и полгода удерживали его, отражая атаки турецкой армии. Оставив крепость по повелению командующего Средиземноморской эскадрой
28 марта 1775 года императрица дала на имя графа
Греческим офицерам были пожалованы за военную службу большие земельные наделы. Они стали одними из первых помещиков Приазовья. В их числе был и Дмитрий Алфераки. «В 1784 году дед получил от императрицы Екатерины II значительное (около 7 тысяч десятин земли) имение на северном берегу Азовского моря, вблизи Таганрога, названное им „Лакедемоновкой“ и грамоту на потомственное дворянство. С 1800 по 1809 год дед состоял Ростовским на Дону предводителем дворянства.» (Воспоминания С. Алфераки. с.1).
К концу ХVIII века имение Алфераки было одним из самых больших и обустроенных в Миусском округе. В нём насчитывалось 92 двора и проживало «580 душ мужеского полу, выведенных из Польши и других незапрещённых мест». (РГИА, ф.468, оп 43, д. 410, л.8).
В своём имении Алфераки завёл два рыбных завода и большое стадо, построил церковь. Хозяйство его процветало, принося стабильный доход.
По воспоминаниям внука, дед его «характер имел благородный и независимый, был щедр и очень добр. Он окончательно обрусел и был первым лицом в крае.» (Воспоминания С. Алфераки. с.2).
В отличие от многих своих соотечественников, не стремившихся укорениться на новом месте жительства и погруженных в коммерцию,
После кончины в 1806 году своей супруги — Софьи Михайловны (урождённой Авиерино),
В конце ХVIII века в Таганроге поселился брат Марии — Герасим. Вероятно, он и устроил браки своих сестёр, отдав их замуж за богатейших греков, живших в Таганроге — Алфераки и Комнено — Варваци.
Несмотря на преклонный возраст супруга (Дмитрий Ильич, по одним сведениям родился в 1743 году, а по другим в 1748), в семье Алфераки родилось пятеро детей: четверо сыновей и дочь. Двое из них благодаря своим талантам остались в истории Таганрога. От матери-венецианки они унаследовали тонкое понимание и любовь к прекрасному, любовь к родине предков и итальянскому искусству.
Ахиллес Дмитриевич Алфераки (1810−1864) с детства проявил серьёзное увлечение живописью. Отец приглашал ему заезжих преподавателей, которые обучали его вместе с младшим братом — Николаем основам рисования. Но скоро этих занятий стало не хватать. По некоторым сведениям, Ахиллес продолжил обучение в петербургской Академии художеств, на правах вольнослушателя. Но вскоре уехал в Италию, чтобы черпать вдохновение непосредственно у великих мастеров «родины искусств». Благо семейные связи и средства позволяли ему не ждать академических стипендий и пенсий. Италия навсегда покорила сердце Ахиллеса Алфераки. Здесь он женился на римлянке и окончательно обосновался в Италии.
Ахиллес Алфераки не прерывал связей с родиной. Неоднократно выставлял свои работы на выставках Петербургской Академии художеств. Так, в 1842 году он представил на академической выставке три полотна — «Католическая монахиня», «Итальянский натурщик» и «Портрет Суковкина». Несколько раз приезжал в Таганрог, о чём свидетельствуют воспоминания князя Матвея Маврокордато, представителя знаменитого таганрогского рода. Князь описывает интересный случай, когда Ахиллеса Алфераки помог своим землякам пригласить итальянских декораторов, сегодня мы сказали бы дизайнеров, для отделки особняков.
«Идея пригласить из Италии мастеров по росписи потолков и укладке мозаичных полов была подсказана Антуану Авиерино его другом Ахиллом Алфераки, когда двумя годами раньше, он вернулся из Рима со своей женой и нанёс визит своим старшим братьям действительному статскому советнику Николаю Д. Алфераки и майору Илье Д. Алфераки.
Как только государственный советник Константин Бенардаки, Жан Даллапорте и Жан П. Скараманга узнали, что братья Алфераки и Антуан А. Авиерино пригласили итальянских мастеров, чтобы украсить свои салоны, они захотели присоединиться к ним и, таким образом, провинциальный город, насчитывающий около 50 тыс. жителей в это время, смог гордиться тем, что там есть 7 домов, которые могут соперничать с дворцами Санкт — Петербурга, Москвы и Варшавы.» (ТГЛИАМЗ, ФПИ, ф.7 Дневники кн. М. Маврокордато. (на фр. яз.) кп-17992/1, тетрадь 1, с.26).
Кроме того, в это же время, в 1850-е годы, в Таганроге постоянно гастролируют итальянские оперные труппы. Живший в Италии Ахиллес Алфераки помогал таганрогским меломанам подбирать музыкантов, давал советы о репертуаре, сообщал о музыкальных новинках, пользовавшихся успехом у взыскательной итальянской публики. В том, что Таганрог стал «городом второй в России итальянской оперы», была немалая заслуга братьев Ахиллеса и Николая Алфераки, обладавших не только значительными средствами, но и художественным вкусом и любовью к искусству.
Младший брат
Николай был поздний ребёнок в семье Алфераки (но не последним). В 1815 году, когда он родился, отцу было за семьдесят, а матери — 42 года. Как и все дети надворного советника
Опекуном Николая стал его старший брат Илья Дмитриевич Алфераки (1788 — 1867), заменивший ему отца.
Как пишет Е. Узбек, председатель Харьковского общества греков, немало времени потратившая на изучение истории рода Алфераки: «Жизнь
Закончив университет в звании кандидата этико-философских наук, Н. Алфераки в1836 году поступил на службу в Военно-походную канцелярию Его Императорского Величества в чине коллежского секретаря. (РГИА. Формулярный список Н. Алфераки. ф.1286,оп 1, д220, л. 2). В этом же году за отличную службу награждён перстнем и спустя год получил чин титулярного советника. В это время он участвовал в кодификации Свода Военных законов. На протяжении 12 лет он состоял на государственной службе и одновременно вёл дела по управлению имуществом в Харькове и Таганроге. Под Таганрогом ему принадлежало 2 тыс. десятин земли, 125 душ крестьян, 8 каменных домов и 25 каменных магазинов. (РГИА. ф.1286,оп.1, д. 220, л. 3).
В Харькове Николай Дмитриевич прославился как светский лев, в доме которого устраивались самые блистательные балы. Он владел лучшими рысаками в городе, имел при доме замечательный фруктовый сад с виноградником и лучшую картинную галерею.
Он же был одним из крупнейших благотворителей. Входил в состав Благотворительного общества по попечению о бесприютных. В 1845 году по просьбе акционеров Общества по попечению об антрепренерном театре коллежский советник Алфераки принял на себя должность директора театра. Он уплатил все бывшие на театре долги и употребил на его улучшение 20 тыс. рублей собственных денег. В дальнейшем он выхлопотал у генерал-губернатора ежегодное пособие из казны на нужды театра в сумме 3 тыс. рублей. (А. И. Черняев. Харьковский иллюстрированный театральный альманах. Харьков. 1900 с.19). Впоследствии Алфераки входил в совет директоров вместе с князьями Голицыным и Шаховским, управляя делами театра до 1852 года, когда сложил с себя это звание по случаю выезда из города.
В Харькове, в 1841 году
В Харькове, в роскошном доме на Сумской, у счастливых родителей родились сыновья: Дмитрий (26.06.1842), Николай (1.06.1844), Ахиллес (21.06. 1846), Сергей (14.04.1850) и Михаил (16. 12. 1852).
По делам службы Николаю Дмитриевичу приходилось много разъезжать, особенно когда он служил помощником управляющего делами комитета об устройстве Закавказского края в военно-походной канцелярии. В 1844 году, чтобы быть ближе к семье, он в чине надворного советника был откомандирован в Харьковскую губернскую почтовую контору, а в 1848 году согласно прошению отправлен в отставку. (РГИА. ф. 1286, оп.1, д. 220, л.8).
Служба Алфераки и его благотворительная деятельность были отмечены многими орденами: св. Станислава 2 ст., св. Владимира 4 ст., св. Анны 3ст., греческим орденом Спасителя командорского ранга.
В это время в Таганроге, на полученном по завещанию матери участке земли в центре города,
В это время Николай Алфераки избирается почётным членом Санкт-петербургского Совета Детских приютов и почётным секретарём Академии художеств. В петербургском свете Алфераки снискал себе славу человека высокообразованного и талантливого. Он не только общался с художниками, поэтами, музыкантами, дружил с братьями Брюлловыми, («великолепный Карл» написал несколько портретов членов семьи Алфераки), собирал картины и обладал одной из лучших в России коллекций итальянской живописи, которую ему помог собрать брат, проживавший в Риме. Но и сам великолепно играл на скрипке, рисовал, писал рассказы.
Видимо, роду Алфераки был свойственен природный талант и артистизм, который проявился ярко не только у Николая Дмитриевича, но и других членов этой семьи.
Для Таганрога Николай Алфераки стал олицетворением не только удачливости и богатства. Образ жизни его семьи поражал жителей города широтой, размахом и аристократизмом. Богатых людей в Таганроге было немало. Миллионеры, известные не только в России, но и в Европе — Емесы, Скараманга, Негропонте и др. не стремились так демонстративно жить на широкую ногу. Мало кто из них так любил искусство и так щедро тратил деньги на эту любовь. Никто так не стремился войти в элиту российского общества, стать русским вельможей. В этом Николай Дмитриевич мало в чём уступал своему знаменитому родственнику — Дмитрию Бенардаки, с которым его связывали не только родственные, но деловые и дружеские связи.
Но в отличие от Бенардаки, прославившегося своей коммерческой хваткой, предпринимательским талантом, Алфераки был натурой более художественной. И, кто знает, не будь у него состояния и аристократических амбиций, из него мог выйти большой художник, учёный или музыкант. По воспоминаниям сына, Николай Дмитриевич очень любил музыку, сам великолепно и с большим чувством часами играл на скрипке. Любое проявления человеческого таланта вызывали в нём восторг. Он старался дать детям блестящее воспитание и образование. В таганрогском дворце проживало несколько гувернёров и два учителя музыки — скрипач Ланцетти и пианист Воланж.
Судьба оказалась жестока к семье
Недобросовестные управляющие довели вдову чуть ли не до разорения. Пришлось продать значительную часть недвижимого имущества. Пошли с молотка коллекция картин, мебель, другие предметы обстановки, а затем и сам роскошный особняк, предмет зависти многих таганрожцев. Его купил греческий купец Д. Негропонте, вскоре уступивший его городу для Коммерческого клуба. У здания началась другая история, но и в ней оно сохранило имя своего хозяина, увековечив его богатство и размах. Никто из таганрогских богачей так и не смог перещеголять Алфераки в роскоши.
Но не только своими коллекциями, дворцом, положением в обществе мог гордиться
О последнем хотелось бы сказать особо, т.к. в этом году
Сергей Алфераки, к воспоминаниям которого мы неоднократно обращались в этой статье, в отличие от своих братьев обладал более рациональным складом ума и не разделял их увлечения музыкой. Он пишет, что несмотря на то, что «нас соединяла тесная дружба, ни разу не поколебавшаяся «, уже с раннего детства каждый из братьев шёл своим путём.
Сергей Алфераки вспоминал что «ко многим вещам чувствовал в молодости вспышки страсти: к шахматам, бильярду, гимнастике
В детстве маленький Серёжа повергал в ужас своих бонн, которые после прогулки находили в карманах своего подопечного жуков, лягушек, ящериц, улиток. Сочувствие своим увлечениям мальчик нашёл в своём гувернёре — англичанине Вильяме Дэше, который открыл перед своему юному воспитаннику прекрасный мир бабочек, научил составлять коллекции.
Свой ранний интерес к изучению природы позднее
Как и его братья, Сергей получил великолепное домашнее образование и весной 1867 года он сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном. После экзаменов он подал прошение о приёме в Харьковский университет, но так как брат Ахиллес учился в Московском университете, туда перевёлся и Сергей. Учёба на физико — математическом факультете не удовлетворяла молодого учёного — натуралиста и, не закончив курса он отправляется в Дрезден, где стажируется у известного профессора Штрауха. Выбрав себе специальностью лепидоптерологию — науку о бабочках, он стал одним из крупнейших специалистов по чешуекрылым в России и Европе.
Вице-президент Русского энтомологического общества —
Загадочный Тянь-Шань, как и Центральная Азия, манили европейцев, но только в середине 19 века нога европейского путешественника вступила на «Небесный хребет». Это был знаменитый путешественник и учёный
Впечатления об этом путешествии
Как видный специалист — энтомолог, Сергей Николаевич обрабатывал коллекции насекомых, собранные во время экспедиций этими путешественниками и преданные ими в Зоологический музей Санкт-Петербурга. Двадцать семь видов чешуекрылых носят имя Алфераки, впервые описавшего их.
Яркий представитель науки девятнадцатого века, эпохи накопления фактов и знаний,
Из дальних экспедиций он всегда возвращался на родину — в Таганрог. Здесь прошло его детство, здесь он поймал свою первую бабочку, здесь, в родовом имении Дмитриада, наблюдал жизнь природы. И в преклонном возрасте, потеряв зрение и уже не имея возможности заниматься энтомологией, он вернулся в Таганрог и скончался здесь в 1918 году.
Перед нами прошла галерея портретов представителей только одной таганрогской семьи. Мы рассказали далеко не обо всех представителях этого большого и славного рода. Но семья Алфераки не была чем-то исключительным для Таганрога. Изучая историю города, понимаешь до какой степени был прав
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14−04−00237.
Автор: ЦЫМБАЛ Алла Августовна — старший научный сотрудник Таганрогского литературного историко-архитектурного музея-заповедника.